ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
(Социальное направление)
Возрастная категория 9-10 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир вокруг нас» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Основной образовательной программы начального общего образования от 27.08.2021 г. № 243;
Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.
Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.
Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. УУД Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.
Цель программы: создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.
Основные цели курса:
•помочь ученику в интуитивно понятной форме усвоить теоретические сведения об окружающем мире, полученные на уроках окружающего мира;
•систематизируя имеющиеся у школьника знания (из разных источников), приблизить его к пониманию единства и взаимосвязи мира природы;
•развить у ребенка позитивное отношение к базовым общественным ценностям (Человек, Природа, Мир, Знания, Наука);
•предоставить детям возможность самостоятельного, в том числе, социально ориентированного действия;
•формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с “умным взрослым” (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Основные задачи курса:
•способствовать развитию у школьников познавательного интереса и расширения области их любознательности;
•на эмоционально–практическом уровне закрепить теоретические знания об окружающем мире, полученные в рамках урочного компонента;
•подтолкнуть ученика к созданию “собственных знаний” на базе уже имеющихся, побудить его к самостоятельным исследованиям;
•предоставить ребенку возможность получить опыт корректного поведения в ситуации разнообразия взглядов, научить уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной;
•способствовать выработке у школьника позитивного отношения к знанию как к общественной цен-
ности.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников (1-4 классы) в в школьном научном сообществе «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.
Форма организации внеурочной деятельности: организация деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная. Возраст обучающихся: 10-11 лет.
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебной программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-позновательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения;осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интереса и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способом); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и правильно строить сообщения в устной и письменной форме; в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т. е. Выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания;
- формировать представления о природе страны, родного края.
РАЗВИВАЮЩИЕ
- повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
- развивать творческие способности младших школьников.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
Программа предназначена для обучающихся 4 классов и может быть использована для организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Срок реализации образовательной программы - 1 год.
Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей.
Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю 36 часов в год.
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольно – познавательные игры;
- табло достижений;
- открытые занятия в игровой форме;
- отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- исторические памятники, моря, реки, горы, равнины страны;
- представителей растительного и животного мира края, их значение в природе и жизни человека;
- содержание Красной книги;
- правила поведения при пожаре, безопасное поведение на воде;
- главные улицы, скверы, парка города;
- основные профессии людей.
Обучающиеся должны уметь:
- оформлять календарь природы;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- соблюдать правила поведения в природе, на улицах города, ;
- называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира края;
- защищать результаты групповой или индивидуальной работы перед аудиторией;
- владеть на уровне навыка различными способами сбора и обработки информации
(сравнивать, анализировать, обобщать).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Земля и человечество. (5ч.)
Солнечная система. Планеты и звезды. Материки. Океаны и моря. Природное и историческое наследие.
Страницы истории. (4ч)
Символы государства. Великие первооткрыватели и путешественники. Исторические памятники России. Памятные даты календаря.
Природа России. (6ч)
Природные зоны России. Животные и растения природных зон. Моря, реки, озера России. Горы и равнины. Красная Книга.
Опыты и наблюдения. (5ч.)
Наблюдение за погодой. Сезонные изменения в природе и в жизни животных. Практические опыты. Наблюдение за растениями.
Основы безопасности жизни. (9ч.)
Правила поведения при пожаре. Правила поведения на воде. Правила поведения на дорогах и улицах города. Оказание первой помощи. Гигиена школьника. Части тела. Внутреннее строение человека. Профессии людей. Знаки дорожного движения. Условные обозначения: на улицах города, в парках, в магазинах, в транспорте, на одежде.
Родной край – часть страны. (5ч.)
Улицы города. Парки и скверы, площади. Памятники. Растения и животные родного края. Реки и горы.