Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.12.2024, 18:40

Персональный сайт учителя начальных классов Гарейшиной Валентины Сахиповны

Меню сайта
Дистант
Полезные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мир вокруг нас

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

 (Социальное направление)

Возрастная категория  9-10 лет

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Мир вокруг нас» составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Основной образовательной программы начального общего образования от 27.08.2021 г. № 243;

Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.

Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. УУД Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.

Цель программы: создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.

Основные цели курса:

•помочь ученику в интуитивно понятной форме усвоить теоретические сведения об окружающем мире, полученные на уроках окружающего мира;

•систематизируя имеющиеся у школьника знания (из разных источников), приблизить его к пониманию единства и взаимосвязи мира природы;

•развить у ребенка позитивное отношение к базовым общественным ценностям (Человек, Природа, Мир, Знания, Наука);

•предоставить детям возможность самостоятельного, в том числе, социально ориентированного действия;

•формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с “умным взрослым” (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.

Основные задачи курса:

•способствовать развитию у школьников познавательного интереса и расширения области их любознательности;

•на эмоционально–практическом уровне закрепить теоретические знания об окружающем мире, полученные в рамках урочного компонента;

•подтолкнуть ученика к созданию “собственных знаний” на базе уже имеющихся, побудить его к самостоятельным исследованиям;

•предоставить ребенку возможность получить опыт корректного поведения в ситуации разнообразия взглядов, научить уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной;

•способствовать выработке у школьника позитивного отношения к знанию как к общественной цен-

ности.

 

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников (1-4 классы) в в школьном научном сообществе «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.

Форма организации внеурочной деятельности: организация деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная. Возраст обучающихся: 10-11 лет.

Личностные, метапредметные и предметные результаты учебной программы

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-позновательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения;осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интереса и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способом); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и правильно строить сообщения в устной и письменной форме; в том числе творческого и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т. е. Выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края; называть системы органов человека; понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности; собирать материал и составлять портфолио о родном крае.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике полученные знания;
  • формировать представления о природе страны, родного края.

РАЗВИВАЮЩИЕ

  • повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
  • развивать творческие способности младших школьников.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • воспитывать любовь к Родине, к родному краю.

Программа предназначена для обучающихся 4 классов и может быть использована для организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

Срок реализации образовательной программы - 1 год.

Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей.

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.

Занятия проводятся: 1 раз в неделю 36 часов в год.

Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  • контрольно – познавательные игры;
  • табло достижений;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К концу года обучения учащиеся должны знать:

  • исторические памятники, моря, реки, горы, равнины страны;
  • представителей растительного и животного мира края, их значение в природе и жизни человека;
  • содержание Красной книги;
  • правила поведения при пожаре, безопасное поведение на воде;
  • главные улицы, скверы, парка города;
  • основные профессии людей.

Обучающиеся должны уметь:

  • оформлять календарь природы;
  • самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • соблюдать правила поведения в природе, на улицах города, ;
  • называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира края;
  • защищать результаты групповой или индивидуальной работы перед аудиторией;
  • владеть на уровне навыка различными способами сбора и обработки информации

(сравнивать, анализировать, обобщать).

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Земля и человечество. (5ч.)

Солнечная система. Планеты и звезды. Материки. Океаны и моря. Природное и историческое наследие.

Страницы истории. (4ч)

Символы государства. Великие первооткрыватели и путешественники. Исторические памятники России. Памятные даты календаря.

Природа России. (6ч)

Природные зоны России. Животные и растения природных зон. Моря, реки, озера России. Горы и равнины. Красная Книга.

Опыты и наблюдения. (5ч.)

Наблюдение за погодой. Сезонные изменения в природе и в жизни животных. Практические опыты. Наблюдение за растениями.

Основы безопасности жизни. (9ч.)

Правила поведения при пожаре. Правила поведения на воде. Правила поведения на дорогах и улицах города. Оказание первой помощи. Гигиена школьника. Части тела. Внутреннее строение человека. Профессии людей. Знаки дорожного движения. Условные обозначения: на улицах города, в парках, в магазинах, в транспорте, на одежде.

Родной край – часть страны. (5ч.)

Улицы города. Парки и скверы, площади. Памятники. Растения и животные родного края. Реки и горы.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Друзья сайта

Валентина Сахиповна © 2024
uCoz