ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Здоровые дети»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Здоровые дети» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Основной образовательной программы начального общего образования от 27.08.2021 г. № 243;
- Программ: «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева; «Две недели в лагере здоровья» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.
Содействие здоровому образу жизни, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания.
В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.
Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.
Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.
Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского « Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое – нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.
Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
- информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Планируемые предметные результаты освоения
программы «Здоровые дети» на конец 1-го года обучения
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
- Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
- Выделять существенные признаки предметов
- Сравнивать между собой предметы, явления
- Обобщать, делать несложные выводы
- Определять последовательность действий
Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
- - полезные продукты;
- - правила этикета;
- - роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
- - соблюдать режим дня
- - выполнять правила правильного питания;
- - выбирать в рацион питания полезные продукты
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.
Программа «Здоровые дети» построена в соответствии с принципами:
- научная обоснованность и практическая целесообразность;
- возрастная адекватность;
- необходимость и достаточность информации;
- модульность программы;
- практическая целесообразность
- динамическое развитие и системность;
- вовлеченность семьи и реализацию программы;
- культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
В отличие от многих других обучающих программ, «Здоровые дети» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.
Программа состоит из трех модулей.
1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет.
2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-10 лет.
3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 10-12 лет.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
1 модуль «Разговор о правильном питании»
разнообразие питания:
- «Самые полезные продукты»,
- «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
- «Где найти витамины весной»,
- «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»,
- «Каждому овощу свое время»;
гигиена питания: «Как правильно есть»;
режим питания: «Удивительные превращения пирожка»;
рацион питания:
- «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,
- «Плох обед, если хлеба нет»,
- «Полдник. Время есть булочки»,
- «Пора ужинать»,
- «Если хочется пить»;
культура питания:
- «На вкус и цвет товарищей нет»,
- «День рождения Зелибобы».
2 модуль «Две недели в лагере здоровья»
разнообразие питания:
- «Из чего состоит наша пища»,
- «Что нужно есть в разное время года»,
- «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»;
гигиена питания и приготовление пищи:
- «Где и как готовят пищу»,
- «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»;
этикет:
- «Как правильно накрыть стол»,
- «Как правильно вести себя за столом»;
рацион питания:
- «Молоко и молочные продукты»,
- «Блюда из зерна»,
- «Какую пищу можно найти в лесу»,
- «Что и как приготовить из рыбы»,
- «Дары моря»;
традиции и культура питания: «Кулинарное путешествие по России».
3 модуль «Формула правильного питания»
рациональное питание как часть здорового образа жизни:
- «Здоровье – это здорово»;
- «Продукты разные нужны, продукты разные важны»,
режим питания: «Режим питания»,
адекватность питания: «Энергия пищи»,
гигиена питания и приготовление пищи:
- «Где и как мы едим»,
- «Ты готовишь себе и друзьям»;
потребительская культура: «Ты – покупатель»;
традиции и культура питания:
- «Кухни разных народов»,
- «Кулинарное путешествие»,
- «Как питались на Руси и в России»,
- «Необычное кулинарное путешествие».
Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.
Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.
Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения, 1 занятие (35 мин) каждую неделю.
Разнообразие питания (20 ч)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена питания и приготовление пищи (48 ч)
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Этикет (30 ч)
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания (20 ч)
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Из истории русской кухни (17ч)
Содержание программы «Здоровые дети»
1-й год обучения
1. Разнообразие питания.
Знакомство с программой. Беседа.
Экскурсия в столовую.
2. Самые полезные продукты
Беседа « Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты.
Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин.
3. Правила питания.
Формирование у школьников основных принципов гигиены питания.
Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.
4. Режим питания.
Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.
Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка
5. Завтрак
Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака.
Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.
6. Роль хлеба в питании детей
Беседа «Плох обед, если хлеба нет». Рацион питания, обед.
Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда.
7. Проектная деятельность.
Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта.
Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».
Вход на сайт Поиск Календарь « Декабрь 2024 » Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Друзья сайта